#Италия #художники #Калабрия #любовь #история
NIK SPATARI и HISKE MAAS: творчество любви. Музей Санта Барбара
Историю Musaba могут рассказать только Nik Spatari и Hiske Maas, потому что именно они мечтали, изобретали, создавали, строили его день за днем, не сдаваясь и не отчаиваясь.
Nik и Hiske. Он калабриец, она голландка. Так близки и так далеки. Такие разные и такие похожие. Они вместе уже пятьдесят лет, вместе они решили жить здесь, в местечке Санта-Барбара- плато с видом на Ионическое море, в древнем сердце Локри. Они вытащили его из колючих зарослей и забвения и сделали из него Musaba — единственный калабрийский музей под открытым небом, один из немногих в Европе, являющийся ещё и лабораторией художественных экспериментов и охраны ландшафтов.
Nik и Hiske живут вместе в абсолютной необходимости творческого самовыражения, в постоянной борьбе против невежества и бюрократии. Свобода против правил, воображение против мракобесия. Но ведь художникам по определению и положено быть мятежниками. В союзе их сила: он творит, она руководит и организовывает.
Странно, как судьба свела этих разных людей.
Хиске родилась в благосостоятельной сеймье в старинной голландской усадьбе. Но не захотела следовать предначертанной для нее судьбе: университет, удачный брак. Но не этого хотела для себя мятежная девушка. Академия художеств в Амстердаме, переезд на север Англии, потом Лондон, Париж, Лозанна, Нью-Йорк. Пока Хиски не оказалась в Милане. Там она организовывала художественные галлереи для своего Ника, став его Музой, женой, администратором и опорой, пока не приняла мужественное решение следовать за ним в Калабрию.
Ник родился в Калабрии в 1929 году. С самого детства в Нике открылся необычайный талант к рисованию и живописи, но в возрасте восьми лет он потерял слух, перестал посещать школу. Но этот неутомимый самоучка рисовал на разрушенных бомбами Второй мировой войны стенах домов, с использованием сырой смеси сухого молока и яичного желтка. И вооружившись кисточками и красками, следовал за отцом — сержантом полиции вглубь дикого Аспромонте, тот в поисках укрывающихся в ущельях мафиози, сын — открывающемуся ему насвтречу прекрасному. Позади себя мальчик оставлял полные жизни муралес — вспышки оптимизма в омраченых войной и нищетой посёлках. Дальше по нарастающей: призы на детских и подростковых конкурсах, путёвка в большой мир искусства. Ник побывал в США, СССР, Израиле, исколесил всю Европу, и в Лозанне встретил ЕЁ — свою Музу и Любовь всей жизни Хиски Маас. В Париже они связали свои судьбы брачными узами и вместе уже 50 лет. Там же в Париже Ник приблизился к неформальной живописи. Познакомился с Ле Корбюзье, став его учеником и сотрудником. Здесь же происходит знакомство с Пикассо, Сартром и Максом Эрнстом. Интернациональную критику всколыхнул эпизод посещения выставки Ника известным драматургом Жаном Кокто, когда тот снял со стены одну из картин калабрийского художника и унёс её с собой, оставив на её месте записку со словами благодарности.
Далее Милан. Работа, много работы, выставки, награды, путешествовия по миру. В 1969 году Калабрия входит в историю Ника и Хиски и они входят в историю Калабрии. Для него — возвращение, для нее -откровение, новый мир, вызов судьбе. Это было непросто: окружающая среда прекрасна, но враждебна, природа дика, но очаровательна! Они бросили вызов окружающей дикости и враждебности, себе самим. Всё это находит выражение в работах Ника Спатари. Мифы и легенды, боги и люди, грех и спасение, падение и обращение к Богу. История мужчин и женщин, которым приходится преодолевать тысячу препятствий и выиграть тысячи сражений. Небольшие кусочки бесконечной мозаики человеческой истории, рассказанной Ником вдоль стен гостевого дома Musaba, безусловно самой сложной и монументальной мозаики современного итальянского искусства.