Кисть и Мечь — художник и рыцарь Маттиа Прети |
В небольшом калабрийском городке Таверна, что переводится не как «трактир», а церковным значением «скиния» в 1613 родился мальчик Мaттиа. Семья Прети была знатного рода, но буквально за 8 лет до рождения второго сына потеряла свои дворянские привилегии, поскольку во время новой переписи списков дворянства была из него исключена за неимением достаточного колическтва земель. Это наложило отпечаток на судьбу Маттиа, он всю свою жизнь посвятил восстановлению справедливости и утраченного титула.
С детства мальчик увлекался живописью и в возрасте 17-ти лет покинул родную Таверну, отправившись в Рим, где уже жил и работал его старший брат Григорио (на 10 лет старше). В его мастерской Маттия и постигал азы мастерства и погружался в пучину столичной жизни. Заказы на полотна и росписи получал старший брат, а Маттиа ему помогал. Вместе они оставили нам несколько своих работ. На некоторых мы сразу можем заметить разный стиль двух братьев Прети: Григорио и Маттиа:
— Ужин в Эммаусе- Григорио делал 2 подготовительных слоя, в то время как Маттиа — один.
— Аллегория 5 чувств — внизу в центре автопортрет Григория, это говорит о том, что получил этот заказ именно он.
Григорий следовал Маниеристам, использовал пастельные тона. Младший брат Маттиа впечатлился прозведениями Караваджо и драматическими эфектами.
-Мадонна Чистоты (церковь Св Доменико) , Слева Св Николай написан в объёмной манере Караваджо с напряжённым взглядом; фигура Св Януария справа, выполненная Григорио и отличается статичностью. У Маттиа за каждым лицом вибрирует душа. Он писатель, который рассказывает историю рисунком.
В 1633 Академия Св Луки поручает двум братьям роспись церкви Сан Карло Катинари в Риме, рядом с фресками самого Ланфранко. Это был важный заказ и Прети прекрасно справились с ним.
Так как Маттиа получил литературно-богословское образование, его излюбленной темой было изображение религиозных сюжетов, и в них он как будто приглашает поучаствовать в священных таинствах.
В своих работах он часто возвращается к одному и то му же сюжету, переписывая его совсем по-другому через несколько лет. Как, например, «Возвращение блудного сына» или «Мученичество Св Екатерины Александрийской»
Римский период характеризуется присутствием в краске фрагментов стекла: оно как скраб улучшает перемешивание и измельчение пигментов и придаёт блеск мазкам. Этот период продлится для Маттиа Прети до 1661 года. Он прерывается частыми поездками в Венецию, Модену (где он оставил прекрасный шедевр «Сан Пьетро и Паоло»), Неаполь. Художник вдохновлялся пространственными структурами Веронези, изучал Караччи и их академические разработки. Его уникальный стиль во многом обязан разным живописцам, но по сути ничем и никому. М. П. сумел соединить воедино СВЕТОТЕНИ Караваджо с ЯРКИМИ ТОНАМИ венецианской и наполетанской школ, создав оригинальный и прекрасный собственный стиль.
В знаменитом палаццо Барберини в Риме можно полюбоваться на прекрасную картину калабрийского художника «Воскрешение Лараря». Все персонажи как будто находятся в круговом движении, присутствует динамика, которая характеризует практически все произведения Маттиа Прети.
В 1656 в Неаполе вспыхнула ужасающая эпидемия чумы. Маттиа Прети создал в городе несколько шедевров в ознаменование окончания страшной напасти. Он расписал фресками с изображением Девы Марии 7 городских ворот. К сожалению до наших дней не все они сохранились. Как и почти утерянные прекрасные фрески в церкви неаполитанских калабрийцев Сан Доменико ди Сорьяно. Наодной из них изображён Святой Николай в Глории
В 1659 году художник из Неаполя отправляется на МАЛЬТУ и там устанавливает первые контакты с рыцарями мальтийского ордена.
Но возвращается в Рим расписывать свод S Pietro a Maiella житиями Св Челестино-Мученика e Св Екатерины Александрийской, где ему удаётся выразить весь свой творческий потенциал.
Тогда после юбилейного 1600 года происходит поворот в искусстве: времена изменились и заказы художникам стали сыпаться от знатных семейств меценатов, которые соревновались между собой, у какого именитого художника заказать полотно или роспись. До этого заказы живописцам приходили централизовано — от пап и церковных иерархий. Теперь среди знатных заказчиков Маттиа Прети пользовался особой популярностью, так как сам был знатного рода.
Но и Ватикан не забывает о живописце: он получает очень важный заказ — роспись хоров церкви Св Андрея делла Валле в Риме прямо под росписями Доменикино на куполе той же церки. В 3-х гигантских фресках Мученичества Святого Андрея, не отказываясь от натурализма, М. Прети выражает сильную духовную целостность. Свет изливающийся на персонажей, подчеркивает их моральные качества. В цикле фресок мученичества Св Андрея — фигуры в два раза крупнее натуральных, это, согласно художнику, улучшает зрительное восприятие человека.
После Рима он углубляется в изучение венецианской и эмилианской живописи. Совершает многочисленные поездки, открывая для себя различные школы. Уделяя больше внимания к основному построению: Тициан, Веронези, Гверчино, Корреджо в соборе Пармы. Подтверждает свои поиски в путешествиях по Франции, Испании, Германии.
Но его влечёт Мальта. И после контактов, имевших место в Неаполе с мальтийскими рыцарями, и после того, как он попросил и получил разрешение вступить в орден в качестве рыцаря, в 1661 году он переехал на Мальту. Здесь он просит повышеная своего ранга из Рыцаря ди Обедиенца (Послушания) в Рыцари Благодати ордена Святого Иоанна. Это разрешение было необходимо, поскольку доступ к ордену был разрешен только дворянам. А семья Прети потеряла дворянский титул незадолго до рождения Маттиа. Папа Александр VII соизволил дать такое разрешение
Полученное рыцарское звание будет стоить живописцу периода жизни, выстраданного с точки зрения усилий и карьеры. В течение 5 долгих лет ему придётся много работать над фресками собора Сан Джованни в Валлетте, а также над его архитектурными элементами и лепниной.
Мальтийские произведения Прети отличаются широкими решительными мазками и использованием местных материалов, которые содержат много микроорганизмов (карбонат). Это и отличает мальтийские работы от всех остальных.
Скудный приток света внутри церкви Кафедрального Собора, который Прети расписывал на свои средства за привелегию Рыцарства, побудил Прети принять живописный проект, в котором умело использовались полностью темные области, которые внезапно открывались для сильного полихроматического свечения. Масляные техники на стене стали возможны благодаря особенности мальтийского камня. Прети добивается потрясающих результатов. За проделанную работу ему дали золотую цепь и обещание некоторых почетных пенсий. В 1663 году рыцари решили открыть для художника доступ к высшему рыцарскому ордену — рыцарю Справедливости как вознаграждение за его работу, с последдующими привилегиями, вступающими в силу с 1666 — года окончания работ.
Во время пребывания на Мальте М. Прети смог совершить лишь несколько разовых поездок. Рыцарский орден держал его прикованным к острову и поручал ему все более важные дела. Лишь в 1672 году он смог ненадолго отправился в Таверну после смерти своего брата Грегорио.
В письме к другу-меценату Руффо Прети он жалуется на обременительные задания на Мальте, которые не позволяют ему приехать в Мессину и выполнить престижный заказ на Сицилии. В своём послании Прети высказывает опасение, что из-за удаленности от Италии он потеряет свое место среди мастеров барокко. Но надо сказать, что Маттия пользовался почётом на Мальте. Он оставил на острове более 100 произведений. Его учитель и предшественник — Караваджо только 5. Но Караваджо прожил на Мальте всего 4 года, а Прети 40, там и окончив свои дни в почтенном возрасте 86 лет
Среди его произведений стоит упомянуть росписи Палаццо Вердара в Рабате, Сан-Джорджо (Святого Франциска Ксавьера) в часовне Лингва-д’Арагона в Сан-Джорджо в Валлетте, фрески в Санта-Риа-ди-Флориана и фрески в церкви Душ.
Но художник не забывает и о Родине. Между 80-ми и началом 90-ых годов 17 века Маттиа посылает в Италию с Мальты 300 полотен, в том числе, написанных для церквей его родного города Таверны. Для церкви Сан-Доменико, поврежденной землетрясением 1680 года и частично перестроенной, он написал Распятие, Христа-Громовержца, Мученичество Сан-Себастьяно, Сан-Франческо ди Паола, Мученичество Сан-Пьетро-да-Верона, Проповедь Сан-Джованни с автопортретом и Богоматерь Ангелов. В Таверне в церкви Святой Варвары хранится несколько его картин в разных стилях. В них прослеживаются влияния Тинторетто, Баттистелло и других художников, которыми вдохновлялся Прети.
Во второй половине жизни М. П. оставляет использование множества красок и использует лишь яркий красный цвет, телесный и тёмный коричневато-чёрный для фона, что придаёт полотнам больше мистики и духовности. Это прослеживается в картине «Крещение Господне» . Пространство позади фигур — бассейн света, подсвечивающий фигуры Христа и святого Иоанна. Сложность композиции: Христос закрыт как раковина, святой Иоанн образуетрядом с ним как бы скобку, заключающую в себе это таинство. Никто не смотрит прямо в глаза зрителю. Как можно выдержать взгляд Искупителя и эмоции Крестителя? Значимые, но иерархически второстепенные детали — это не просто живописные контрасты в нейтральных областях, а символы, точно распределённые там, где глаз воспринимает их согласно полноте их значения. Переплетение рук Христа — тени и света, как бы ищущих жизни.
В картине «Христос-Громовержец " Прети следует народным сказаниям о явлении разгневанного Христа, что относит нас к мифологическими отголоскам древней Греции, никогда полностью не исчезнувшим в наследниках Великой Греции Калабрии.
Работа распределена по 2 уровням с использованием сложной игры диагоналей, Кристо Иррато в роли громоподобного Юпитера собирается метнуть молнию в грешный мир внизу, в то время как Святая Дева и Сан Доменико умоляют пощадить человечество. Серебристо-серые тона пронизывают всю работу, напоминая Гверчино и Баттистелли. На молодом лице Сан Доменико, покрытом лёгкой юношеской бородкой, свет не выявляет ни морщинки. Иконографические символы являются элементами баланса в нейтральных зонах картины.
»Проповедь Крестителя» — самое сильное произведение Прети. Это живописное и человеческое завещание Маттиа. Фигура святого стоит во всей своей мощи в косом свете с красноватыми оттенками. Маттиа прибегает к своим самым сильным изобразительным средствам и умелому использованию света. Вверху ангелы читают покаянный канон на картуше, внизу несколько ветвей и мистический агнец — символ крещения. Внизу справа — автопортрет Прети в образе мальтийского рыцаря. Автопортрет несёт в себе двойной посыл: преданность Святому Покровителю и то, что художник принадлежит к дворянскому сословию. Это как своего рода искупление за когда-то утраченный его семьёй дворянский титул.
Кисть сверху меча символизирует, что оружие художника долговечнее холодного металла и в то же время эти два аспекта жизни: искусство и рыцарство в Мальтийском ордене неразрывно связаны.
Это полотно Прети выполнил для родного города, желая связать с Таверной неотъемлемое наследие, поскольку каждый человек может быть гражданином мира, но знает, где находится его избранное место памяти.
«Где бы я ни был, когда меня настигнет тень, кто-нибудь вспомнит мое имя и мой образ на моей земле».